Шумоизоляция автомобиля
Шумоизоляция - весьма
ответственный шаг. Итак, что такое
шум и что его порождает? Основной
источник - всевозможные вибрации
и колебания панелей кузова, которые
провоцируют работа двигателя и
неровности дорожного полотна.
Основную лепту в шумовое
сопровождение, как правило, вносит
двигатель и шум дорожного полотна.
Спектр генерируемых ими частот
весьма широк: практически весь
слышимый человеческим ухом
диапазон: от 20 до 20 000 Гц. А поскольку
кузов автомобиля можно сравнить с
барабаном, то гуляющие внутри его
звуковые волны различных частотных
диапазонов накладываются, гасят
друг друга и в итоге получается шум,
который и атакует наши уши.
Вообще, шумообразование в
каждом конкретно взятом автомобиле
это весьма сложный процесс, но шумоизоляция
автомобиля ряд достаточно
стандартных действий. Характеристика
вибрации кузова зависит не только
от скорости движения авто, качества
дорожного полотна, но и от многих
других факторов. Шумоизоляция
автомобильного кузова строится
из материалов трех видов:
вибродемпфирующих (вибродемпферов
или виброизоляции),
шумопоглощающих и теплоизолирующих
(звукоизоляция) и антискриповых
материалов. Рассмотрим широко
применяемые и прекрасно себя
зарекомендовавшие первые две
группы.
Виброизоляция
Принцип их работы основан,
прежде всего, на искусственном
утяжелении металлической панели
кузова. Вторая особенность
вибродемпфера кроется в его
структуре. Действующая на оклеенный
лист металла вибрация
автоматически передается и на
демпфер, который за счет сдвига (на
молекулярном уровне) в толще слоя
материала преобразует механическую
энергию в тепловую. Иными словами,
мы имеем дело с неким подобием
амортизатора. А то, насколько
эффективно протекает процесс
затухания колебательных волн,
зависит от свойств материала и
характеризуется так называемым коэффициентом
механических потерь, который
лежит в пределах от нуля до единицы.
Причем нижний предел - ноль - говорит
о том, что возмущающие колебания не
затухают вовсе (материал
неэффективен), а напротив, чем ближе
показатель к единице, тем
эффективнее демпфер.
Коэффициент зависит от
множества факторов, главное
значение среди них имеет состав и
структура материала. Сегодня
большое распространение получили
битумнополимерные вязкие композиты,
в которые в строго определенной
пропорции введены различные
наполнители. Каждый производитель
имеет свою формулу, которая
является секретом фирмы.
Характеризуется такой материал
двумя показателями: клейкостью и
адгезией. Чем лучше клейкость, тем
проще материал в установке, чем
лучше адгезия, тем лучше материал
прилегает к металлу и принимает на
себя его колебания. Разумеется от
структуры битумной композиции
зависит насколько хорошо материал
работает в широком диапазоне
температур. Естественно, ни одна
клеевая композиция не будет
эффективно работать на грязной,
жирной или обработанной антикором
поверхности. Мало того, прежде чем
приклеить вибродемпфер,
внимательно ознакомьтесь с
рекомендациями завода-изготовителя.
Есть масса материалов, на которые
нанесен так называемый
термоадгезивный клей. Его и
обрабатываемую поверхность, для
надежного соединения, требуется
хорошо прогреть до определенной
температуры с помощью
промышленного фена. Нагрев
необходим также и для того, чтобы
качественно уложить вибродемпфер
на поверхность сложной
геометрической формы. Контакт
должен быть 100% - воздушные пузыри и
пустоты недопустимы! Кстати, с
лицевой стороны вибродемпферы
также могут иметь покрытие из
металлической фольги, специальной
бумаги или ламината. Такое покрытие
служит защитой материала от
механических воздействий, основой
для других шумоизолирующих
материалов, отталкивает тепло и
помогает материалу сохранять
одинаковую толщину по всей
поверхности.
В ряде случаев защитный
верхний слой является и
звукоотражателем (звукоизолятором).
Некоторые производители допускают
также окраску элементов
виброзащиты. Вибродемпфирующие
материалы наносят на
вибронагруженные участки кузова, к
примеру, на тоннель кардана, панели
кузова, отделяющие моторный отсек
от салона, арки колес, панели крыши и
дверей, пол, крышу, багажник и
моторный отсек.Вибродемпфер
подавляет низкочастотную
составляющую шума, которая лежит в
пределах диапазоне от 20 до 500 Гц. Для
борьбы с высокочастотным шумом
применяются звукопоглощающие
материалы.
Звукоизоляция
Данный тип материалов
имеет иную структуру и принцип
работы. По своей структуре они
представляют собой газонаполненную
ячеистую вспененную композицию
пенополиэтилена или
пенополиуретана.
Работает материал
следующим образом. Звуковая волна
спектра средних и высоких частот
попадает внутрь материала и,
переходя из ячейки в ячейку слабеет
и затухает. Эффективность работы
шумопоглощающего материала,
изготовленного, как правило, из
пенополиуретана, зависит от его
толщины. Чем она больше, тем лучше,
но ограничивается пространством
между кузовом и декоративными
панелями или обшивками салона.
Шумопоглощающие
материалы наклеиваются так же и на
капот. Эффективность их работы
могут подтвердить владельцы
вазовских экспортных "девяток",
а также обладатели дизельных "четверок"
и "Нив". Этими материалами
также обрабатывают пол, щиток
моторного отсека со стороны салона,
багажник и крышу. Обычно используют
при шумоизоляции комбинацию из
описанных выше материалов. Как
показывает практика, трехслойная
комбинация (вибродемпфер/шумопоглотитель/антискрип)
весьма эффективно работает даже в
изначально тихих автомобилях.
Кстати, качественно уложенная
звукоизоляция, благодаря своим
прекрасным адгезионным свойствам,
является прекрасной
антикоррозионной защитой
внутреннего пространства салона.
Комплексная обработка салона
автомобиля противошумными
материалами позволяет снизить
уровень шум в салоне на 50%.
Следует отметить что
шумоизоляция может выполнятся как
отдельно так и при установке
автомузыки, вернее при установке
автомузыки она необходима. И, что
самое главное, дополнительная
шумоизоляция оказывает
положительный эффект на
самочувствие водителя и пассажиров
- снижается утомляемость, а
следовательно повышается
безопасность движения.
|